Наставничество

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наиболее распространена в профессиональных образовательных организациях такая практика наставничества, как работа с начинающими педагогами, педагогами со стажем работы менее 3-х лет, однако в современных динамичных условиях развивается и такая практика наставничества, которая охватывает не только начинающих педагогов, но и, в идеале, всех участников образовательного процесса.

Наставничество может быть коллективным, когда за одним молодым или начинающим специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным. В опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге.

Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения в должность молодого педагога и в нашей практике позволяет:

– повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;
– развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ОУ;
– предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги;
– снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов, уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.

Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в нашем образовательном учреждении кадрового ядра.

Основными задачами педагогического наставничества мы считаем:

– привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в ДОУ;
– ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
– адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива, правил поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.

В формировании системы наставничества мы определяем такие основные принципы:

1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.
2. Контакт наставника и наставляемого.
3. Личный пример наставника.
4. Доброжелательность и взаимное уважение.
5. Уважительное отношение к мнению наставляемого.
6. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление наставляемого.

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы и методы: 

– обучение на рабочем месте;
– участие в работе методических объединений (ДОУ, района, города);
– самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательнойпрограммы;
– обучение на курсах повышения квалификации;
– открытые занятия коллег;
– решение и анализ педагогических ситуаций;
– обучение составлению подробных планов-конспектов занятий и т.д.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ  НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"

"Письмо" Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися")

<Письмо> Минпросвещения России N АЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 657 от 21.12.2021 <О направлении Методических рекомендаций> (вместе с "Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях", "Методическими рекомендациями для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников")

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ГКДОУ "ДЕТСКОГО САДА № 80 Г.О. МАКЕЕВКА" ДНР ПО СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА:

Положение о наставничестве

Приказ об утверждении положения о наставничества

Приказ об организации наставничества на 2024-2025 учебный год

Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников

Индивидуальный образовательный маршрут непрерывного развития профессионального мастерства на Горбачеву Кристину Александровну и наставника Ефимову Оксану Николаевну

Индивидуальный образовательный маршрут непрерывного развития профессионального мастерства на Криволапову Кристину Викторовну и наставника Кудрю Елену Анатольевну

Индивидуальный образовательный маршрут непрерывного развития профессионального мастерства на Белую Татьяну Юрьевну и наставника Кудрю Елену Анатольевну

Индивидуальный образовательный маршрут непрерывного развития профессионального мастерства на Шульгу Лилию Александровну и наставника Шумейко Марину Ивановну

Индивидуальный образовательный маршрут непрерывного развития профессинального мастерства на Тискович Милену Максимовну и наставника Тискович Викторию Александровну

ОТЧЕТЫ ПО РАБОТЕ НАСТАВНИКОВ:

КОНСУЛЬТАЦИИ ОТ НАСТАВНИКОВ ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ:

Консультация "Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

Консультация «Планирование работы с детьми в группе в утренние часы»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie